Зашибись

27 126 подписчиков

Свежие комментарии

  • ольга решетникова
    такая ерунда... Чем русские отличаются от европейцев? тем, что они ЖИВУТ В РОССИИ, ТВОЮ МАТЬ! А не в гейроппе.Чем русские отлич...
  • cherie5
    И автор КОНЕЧНО не такой... но живёт. Более 20-ти лет среди "плохих и чужих". А высокоморальных и интеллектуальных лю...Чем русские отлич...
  • Александр Симаков
    Анекдот про учебник русского языка... Правильно пишется не "евошней улыбке", а "евоной улыбке". :-)Женщины уникальны...

Почему у современных детей непопулярен «Ну, погоди»?

«Ну, погоди!» культовый мультфильм с долгой историей. На нем выросло не одно поколение советских детей, вот только детям нынешним приключения Зайца и Волка, кажется, чуждым. Алексей Дурново разбирается в причинах.

1. Волк.jpg

Волк

Розовая рубашка нараспашку, черные брюки, кепка или шапочка, в зубах папироса, иногда, в довесок, еще и галстук в горошек — так почти во всех сериях «Ну, погоди!» одет Волк. Образ создан не просто так, он содержит в себе определенный культурный код. Любой человек, чье детство пришлось на 60-е или 70-е, с легкостью узнает в Волке дворового гопника с замашками будущего уголовника.

Волк как вечная угроза мирному быту

Еще один штрих — походка. Волк переминается с ноги на ногу (с задней лапы на заднюю лапу), а затем начинает выхаживать вразвалочку. Он не подходит к Зайцу, которого мечтает съесть, он к нему подваливает. Создатели мультфильма точно попали в образ, именно поэтому одежда Волка почти никогда не менялась. Перед вами подворотный хулиган, вредитель, антисоциальный элемент, добра от него не жди.

2. И снова Волк.jpg

Волк разрушает колхоз

Но с момента выхода первой серии «Ну, погоди!» прошло уже почти тридцать семь лет. В этот срок уложились кардинальные перемены в жизни страны. Гопники-то никуда не делись, но вот внешний вид их изменился.

В 90-е они носили кожаные куртки, косухи и цепи, чуть позже стали модными тяжелые сапоги, типа «Мартинс». Но розовая рубашка, папироса во рту и матросские брюки ушли в небытие. Появись гопник в таком виде в нынешнем дворе, сам получит лещей от товарищей. И современные дети, смотря «Ну, погоди!» уже не видят того, что видели их отцы и деды. Вместо опасного хулигана, они видят придурка в розовой рубашке. Образ остался, только сигнал для зрителя пропал. Пропал он и еще из целого ряда деталей, в том числе и из почти всех декораций, в которых разворачиваются действия мультфильма.

3. Медведь-милиция.jpg

Ехали Медведи на мотоцикле с коляской

Вот Волк стыдливо прячется от бдительных медведей-милиционеров. Те патрулируют улицы на мотоцикле с коляской. Так ведь нет уже в наши дни ни милиции, ни подобного транспорта в ее автопарке. У нас есть полиция на автомобилях, причем чаще иностранного производства. Мотоцикл с коляской канул в лету. Нет, они существуют, в глухих провинциях на сельских дорогах регионального значения, но не более того.

Когда вы последний раз видели полицию на мотоцикле с коляской?

К тому же, те медведи-милиционеры на мотоцикле с коляской патрулировали улицы именно в поисках таких вот волков в розовых рубашках и черных брюках. Бдительное око стражей закона следит за порядком на улице, и если кто-то кое-где… Но сама эта парадигма отношений тоже ушла. И чтобы объяснить нынешним детям глубокий драматизм этой сцены, нужно читать им целую лекцию, начиная чуть ли не с 1917-го года. В противном случае тебя спросят: «А почему он от них прячется?». И будут правы, ибо в этих синих медведях уже совсем не угадывается образ доблестной советской милиции.

4. Бегемот.jpg

Бегемот, арбузы и сеточка

Или вот еще вполне обычная сцена. Грузный мужчина в кепке и с сеточкой останавливается, чтобы купить арбуз и давит его руками. Этот мужчина тоже умеет обращаться с хулиганами. При встрече с ними он наведет порядок самостоятельно, не дожидаясь медведей на мотоцикле с коляской. Грузные мужчины, конечно, остались. Но они играют в городки и не ходят с сеточками по улицам. То есть ходят, но не в таких масштабах, потому что сеточка давно перестала быть основным средством транспортировки продуктов.

5. Свинья с тазом.jpg

И, конечно же, Свинья с тазом в метро

Таких примеров еще очень и очень много. «Ну, погоди!» чрезвычайно точно воспроизводит советский быт своего времени, отправляя зрителей в культовые места, можно сказать, на знакомство со скрепами. Как на экскурсию. Вот вам Спартакиада народов СССР, вот вам дом культуры, хотите колхоз с колодцем и уборкой урожая, — вот вам колхоз. А еще музей космонавтики (потому что космос — наша гордость), обязательно грандиозная социалистическая стройка, на которой Волк срывает производство, многоэтажка, бульдозер и даже круизный теплоход, который, почему-то, заплывает в воды кишащие акулами.

А ведь ребенок может спросить: «Зачем она везет таз в метро?»

Все это осталось в «Ну, погоди», но в реальности этого уже нет. Те скрепы устарели. За тридцать семь лет выросло поколение, которое не помнит Олимпиады 80-го года, не знает, что такое колхоз и никогда не участвовало в социалистическом строительстве. Про телефонные будки и говорить нечего. Дети, рожденные в XXI-м веке, плохо понимают даже смысл существования стационарного телефона в квартире. Звонить из таксофона, за 15 копеек, боже, да зачем же? А ведь в «Ну, погоди!» именно с будкой связана одна из самых драматичных сцен, та самая, где Заяц запирается на ракетку, а Волк пытается его выкурить. А еще ребенок со всей простотой может спросить, например: «Зачем она везет таз в метро?» Логично, ведь теперь можно вызвать такси или положить его в собственную машину. Не говоря уже, что ценность таза для стирки в последние годы несколько уменьшилась.

6. Телефонная будка.jpg

Знаменитое выкуривание Зайца из телефонной будки

Сам сюжет «Ну, погоди!» очень тесно переплетен с этими декорациями. Они часть действия, а не просто его фон. Если бы Волк просто гонялся за Зайцем, щелкая зубами, все было бы значительно проще. У детей не возникал бы миллион вопросов, который сильно затрудняет им понимание происходящего.

По «Ну, погоди!» можно изучать советский быт

Оно, конечно, по «Ну, погоди!» можно изучать советский быт, вот только не все дети к этому готовы. Они садятся смотреть мультфильм, чтобы получить удовольствие, а не для того, чтобы обогатиться знаниями о том, как жили их родители или, даже, дедушки с бабушками. От непонимания происходящего им становится скучно, и этот лихой Волк, гениально озвученный Анатолием Папановым, и добрейший Зайчик с голосом Клавдии Румяновой тоже перестают быть интересны.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх